Facebook Twiter IN
+996 (555) 777-921
+996 (312) 622-162
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
〈     〉

Агентство Кыргызской Республики по реорганизации банков и реструктуризации долгов («ДЕБРА») выпустило пресс-релиз о предъявлении иска на 63 млн долларов к бывшему руководству «АзияУниверсалБанка»

БИШКЕК, КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА, 29 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА. Агентство Кыргызской Республики по Реорганизации Банков и Реструктуризации Долгов  ("ДЕБРА"), действующее в качестве администратора в процессе банкротства Открытого Акционерного Общества "АзияУниверсалБанк" ("АУБ"), сообщает, что 8 апреля 2013 года ДЕБРА предъявила в Октябрьском районном суде города Бишкек иск к бывшему руководству АУБа.

БИШКЕК, КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА, 29 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА.  Агентство Кыргызской Республики по Реорганизации Банков и Реструктуризации Долгов  ("ДЕБРА"), действующее в качестве администратора в процессе банкротства Открытого Акционерного Общества "АзияУниверсалБанк" ("АУБ"), сообщает, что 8 апреля 2013 года ДЕБРА предъявила в Октябрьском районном суде города Бишкек иск к бывшему руководству АУБа. Ответчиками по делу являются: бывший Председатель Совета Директоров АУБа Михаил НАДЕЛЬ, бывший член Совета Директоров и Председатель Комитета по Аудиту Александра Катрин, бывшие члены Совета Директоров Ирина БАУЭР, Андрей ГАЛИЦКИЙ, Майкл МЕРЕД, Сенатор Джон Беннет ДЖОНСТОН, Сенатор Дональд РИГЛ Мл., Сенатор Роберт ДОУЛ, а также бывший Председатель Правления Нурдин АБДРАЗАКОВ и бывший член Правления Татьяна ШЕВЕЛЕВА.

Иск предъявлен о возмещение вреда (убытков), причиненных АУБу в результате нарушения бывшим руководством АУБа своих должностных обязанностей.  Иск базируется на двух эпизодах.
(1) В декабре 2009 года, АУБ уплатил более 2 миллиардов сом (более 42 миллионов долларов США) кыргызской компании "Ак-Тилек Инвестмент", якобы за покупку векселей российских банков. "Ак-Тилек Инвестмент"
немедленно перевел всю полученную сумму офшорным компаниям - Aqvenor Limited (Великобритания) и Pintercool Limited (Белиз),
являвшимся клиентами АУБа, которые в свою очередь перечислили эту сумму на другие офшорные компании, затем раздробили на более мелкие суммы и, в конечном счете, вывели из АУБа. 

В соответствии с документацией АУБа, векселя якобы хранились (к настоящему времени обанкротившейся) кыргызской компанией "Central Asian Stock Exchange" ("CASE").  В апреле 2010 года Национальный Банк Кыргызской Республики ("Национальный Банк") ввел режим временного руководства в АУБе, целью которого в соответствии с законодательством является проверка финансового состояния банка, в целях чего проводится сверка всех активов банка.  В результате этой проверки, векселя нигде не были обнаружены. 

Сотрудники АУБа ссылались на документацию, по которой векселя якобы были переданы на хранение в CASE. Руководство CASE утверждало, что все векселя АУБа передавались представителем АУБа в Москве представителю CASE, и затем хранились в банковской ячейке одного из московских банков.  Где находится та самая банковская ячейка ни сотрудники АУБа, ни CASE сказать не смогли.  "Представитель CASE" оказался московским водителем (которому якобы были доверены на хранение векселя на сумму более 2 миллиардов сом или более 42 миллионов долларов США), который впоследствии утверждал, что с CASE он никогда отношений не имел и никаких векселей не получал.  Российские банки-эмитенты векселей и Центральный Банк России сообщили, что якобы приобретенные АУБом векселя либо вообще не выпускались, либо были уже погашены, либо числились на балансе у российских векселедержателей.

(2) Спустя три месяца, в начале апреля 2010 года, АУБ уплатил 20,5 миллионов долларов США трем офшорным компаниям AronCapital Limited (Белиз) Aqvenor Limited (Великобритания) и Pintercool Limited (Белиз), якобы за приобретение дальнейших векселей.  Также, как в случае уплатой 2 миллиардов сом (более 42 миллионов долларов США) в декабре 2009 года, 20,5 миллионов долларов США были немедленно переведены другим офшорным компаниям, являвшихся клиентами АУБа, которые в свою очередь перечислили ее на другие офшорные компании.  Когда назначенный Национальным Банком временный руководитель АУБа потребовал от якобы продавцов поставки векселей, все три продавца заявили, что они не могут поставить векселя по "организационным" и "техническим" причинам.  Через несколько месяцев после этого, каждый из продавцов был ликвидирован властями Великобритании и Белиза в связи с непредставлением отчетности или неуплатой регистрационных сборов. 

На основании представленных в суд доказательств, в иске утверждается, что вышеуказанные сделки в лучшем случае были заключены с грубыми нарушением самых основных требований законодательства по управлению банковскими рисками, а в худшем, являлись хищением средств АУБа с дальнейшей легализацией доходов, полученных преступных путем. 

Если бы бывшие руководители банка исполняли свои обязательства как того требовал закон и Устав АУБа, со всей степенью заботливости и осмотрительности, а так же приняли все меры для надлежащего исполнения своих обязательств, то убытки были бы предотвращены, говорится в иске.  

Иск подвергает критике не только местное руководство АУБа, но и трех, бывших американских сенаторов - ДОУЛА, РИГЛ и ДЖОНСТОНА, которые были назначены АУБом на должности членов Совета Директоров АУБа с
компенсацией в 175 000 долларов США в год каждый, плюс опционы на приобретение акций, и при этом, согласно протоколам заседаниям Советов Директоров АУБа, за весь 2009 и 2010 годы (взятые вместе) Сенаторы ДЖОНСТОН и ДОУЛ посетили заседания Совета Директоров по одному разу, а Сенатор РИГЛ на заседаниях Совета Директоров не появлялся вовсе.  Ввиду этого, указывается в иске, утверждение о том, что члены Совета Директоров АУБа могли должным образом выполнять свои должностные обязанности, наложенные на них законодательством и Уставом АУБа, просто нелепо. (По корпоративному праву Кыргызстана не существует такой категории членов Совета Директоров как «неисполнительные директора».  На всех членов Совета Директоров возлагаются одинаковые обязанности и они несут одинаковую персональную ответственность.) Как следствие, утверждается в иске, неудивительно, что в АУБе царила атмосфера полной бесконтрольности, мошенничества и отмывания денег, которое привело к вышеуказанным, коллосальным потерям для АУБ (добросовестных кредиторов АУБ)

В иске отмечается, что эпизоды с векселями были не единственными операциями, которые вызвали беспокойство.  К примеру, между 1 июля 2008 года и 27 января 2010 года, АУБ показал в своей финансовой отчетности 36 зачислений средств по межбанковской системе СВИФТ на свои корреспондентские счета в общей сумме более 374 миллионов долларов США.  Расследование показало, что все эти зачисления были фиктивными и тем самым АУБ предоставлял Национальному Банку и инвесторам ложную информацию, завышая объем своих активов на сотни миллионов долларов США.  В иске отмечается, что расследованиe деятельности АУБ продолжается и ДЕБРА соответствующим образом рассматривает вопрос о предъявлении дальнейших исков, включая по Закону США о Рекете и Коррупционным Организациям (Racketeer Influenced and CorruptOrganizations Act).

При этом, как отмечается в иске, именно сделки с векселями, в результате которых из АУБа было выведено в общей сложности более 3 миллиардов сом (более 63 миллионов долларов), и на баланс АУБа зачислены фиктивные активы на ту же сумму, явились последней каплей, в результате которой после создания соответствующих резервов к концу мая 2010 года обязательства АУБа стали выше, чем его активы, а капитал банка отрицательным, что в свою очередь привело к банкротству АУБа.

Адвокатами ДЕБРЫ являются кыргызская юридическая фирма 'Консалтинг по верховенству права' (в настоящее время переименуемая в 'Сатаров, Аскаров и Партнеры', и американская юридическая фирма "Winston & Strawn LLP"

Копию иска можно скачать здесь или запросить его вместе с приложениями к иску по электронной почте AUBManagementClaim@debra.kg.

Об Агентстве Кыргызской Республики по Реорганизации Банков и Реструктуризации
Долгов  (ДЕБРА):
 Агентство Кыргызской Республики по Реорганизации Банков и Реструктуризации Долгов (далее «ДЕБРА») - это государственное учреждение, которое действует преимущественно как специальный администратор обанкротившихся коммерческих банков и финансовых учреждений.  В настоящее время под администрацией ДЕБРЫ находятся 7 обанкротившихся банков: АКБ «Кыргыздыйканбанк», АКБ «Курулуш-Банк», АКБ «Адил», АК «Кыргызагропромбанк», АГБ «Бишкек», АКБ «Меркюри», ОАО «АзияУниверсалБанк».  ДЕБРА была создана в 1996 году Национальным Банком Кыргызской Республики как государственное  некоммерческое учреждение на основании Соглашения между Кыргызской  Республикой  и Международной Ассоциацией Развития, в рамках предоставленного кредита на проведение структурной реформы финансового сектора (ФИНСАК) Кыргызской Республики.  В 2003 году, в рамках дальнейшей структурной  перестройки  финансового сектора Кыргызстана, ДЕБРА стала самостоятельным государственным учреждением подотчетным Президенту и Правительству Кыргызской Республики.  В настоящее время ДЕБРА осуществляет свою деятельность на основании Положения об Агентстве по реорганизации банков и реструктуризации долгов (ДЕБРА), утвержденного Указом Президента Кыргызской Республики от 12 октября 2011 года УП N 255.  Для дальнейшей информации - www.debra.kg

Об АУБе: ОАО "АзияУниверсалБанк" - в прошлом крупный кыргызский коммерческий банк, который был признан судом банкротом 27 октября 2010 года.  В последние годы, по заявлениям бывшего Председателя Совета Директоров АУБа Михаила Наделя, ему принадлежало 59% акций АУБа.  В соответствии с данными, которые АУБ предоставлял Национальному Банку Кыргызской Республики, по многим показателям в 2008-2010 годах АУБ являлся крупнейшим коммерческим банком Кыргызстана, с 90 отделениями по всей стране и более 90 000 клиентов.  В соответствии с данными АУБа, по состоянию на 6 апреля 2010 года, его активы составляли 24 миллиарда сом (531 миллионов долларов США).  Однако, в течение 7 апреля 2010 года, АУБ показал резкий отток активов якобы в виде массовых переводов средств со своих корреспондентских счетов, что в течение одного дня снизило активы АУБа на 40%  - до 14 миллардов сом (300 миллионов долларов США).  8 апреля 2010 года, Национальный Банк ввел временное руководство АУБом и начал проводить инвентаризацию активов и обязательств АУБа.  К 31 мая 2010 года, Национальный Банк пришел к выводу, что на указанную дату активы составляли 6.84 миллиардов сом (149 миллионов долларов), а обязательства 7.32 миллиардов сом (159 миллионов долларов).  7 июня 2010 года, АУБ был национализирован.  Правительство и Национальный Банк первоначально обсуждали выделение 3 миллиардов сом (63 миллионов долларов) для докапитализации и предоставления долгового финансирования АУБа, но план не был осуществлен, и 27 октября 2010 года АУБ был признан банкротом.  В 2012 году, международная неправительственная организация Global Witness опубликовала подробный отчет об АУБе.

Источник: http://debra.kg/news/view/idnews/99